цикл видеофильмов
«История в людях»

В 2012 году в эфире

калининградской независимой телекомпании

появилась программа «История в людях»

название которой говорит само за себя:

цикл из чуть более 20-ти видеофильмов

рассказывал об истории края, о знаменитых людях,

событиях, знаковых архитектурных сооружениях,

войнах и достижениях.

Евгений Морозов (слева) и Евгений Спиваков (в центре) снимают фильм о разведчиках группы «Джек».
Гофман
Первый фильм из цикла «История в людях»
творческого союза двух Евгениев – Морозова и Спивакова,
созданного в 2012 году был посвящён Эрнсту Теодору Вильгельму Гофману, нашему земляку, пожелавшего сменить своё третье имя в честь своего кумира – Амадея Моцарта.

Почему Гофман? Почему именно о нём первый фильм? Наверное, как сам Гофман, так и герои его произведений живут двойной жизнью, переносясь из реальности в сказочный мир и обратно, до конца не принадлежа ни одному из этих миров и сохраняя известную независимость от них обоих. Гофман возвел в ранг принципа, жизненного и творческого, соединение повседневного и чудесного.

«Не уменьшайте умышленно те утешения и радости, которые доставляют художнику само творчество, повседневная, заставляющая часто забывать всё другое, работа над своими произведениями», – русский и советский пианист из немецкой семьи Генрих Густавович Нейгауз.
Агнес Мигель.
Поэтесса из Кёнигсберга.
9 марта 1879 года в Кёнигсберге родилась Агнес Мигель, поэтесса,
связавшая своё творчество с Восточной Пруссией, человек редкостной творческой силы.
Поющая и страдающая Душа Кёнигсберга... Воспевшая этот край, его поля и леса,
трудолюбивых жителей Восточной Пруссии, Собор родного ей Кёнигсберга...
Она, покинув свою Родину, не забывала о ней ни на день, ни на час...
Агнес Мигель создала свои новые горькие и страстные стихи, в которых вновь и вновь возвращалась
в страну своего детства и юности, в золотые пески дюн Куршской косы... Вновь и вновь возвращалась к «Песни Песней собратьев, Кёнигсбергскому Собору – паромщику судеб...»

Второй фильм из цикла «История в людях» 2012 года об уроженке города Кёнигсберг Агнес Мигель,
о которой мало кто знает, а в какой-то момент намеренно, и не вспоминают в самом западном регионе страны...
«Остров... герб мой... судьба... начало... Всё имела – и потеряла».
В ночь с 26-го на 27-е июля 1944-го года, недалеко от нынешнего посёлка Громово (Лаукнен/Хохенбрух – до 1946-го) Славского района, была заброшена советская ДРГ «ДЖЕК», ставшая впоследствии легендой военной истории страны. Группа «ДЖЕК» не только выжила, но и, по мнению экспертов, признана лучшей за всю историю войн!

ДРГ (диверсионно-разведывательные группа) Великой Отечественной Войны, что мы знаем о них? Почти ничего. Все материалы о работе ДРГ того периода долгое время были под грифом «совершенно секретно». Тем неожиданнее оказалась возможность встретиться и поговорить с одним из участников такой группы. Речь пойдёт о бойце группы «Джек», Геннадии Владимировиче Юшкевиче.
Случилось это осенью 2011 года. Наш проект тогда назывался «История в людях». Контактный номер телефона нам дал Авенир Петрович Овсянов. На него же мы и сослались, договариваясь о встрече...
Через два дня мы были в Минске. Дверь открыл немолодой, крепкого телосложения человек. Предложил раздеться. Показал куда положить съёмочную аппаратуру. И только потом предупредил: «Ребята, просьба – не делайте резких движений». На наш недоумённый взгляд, показал на тихо лежащую в углу прихожей овчарку, которую мы сразу и не заметили. «Она не любит резких движений. Особенно в мою сторону – мгновенно бросается». Ну что ж… не любит, значит… того… будем вести себя скромно (потом мы с ней подружились – ласковый и умный пёс оказался).
22 июня1944 года на территории Белоруссии начался первый этап операции «Багратион». Цель которой была в разгроме немецкой группировки армии «Центр», с заходом в Восточную Пруссию, и отсечением сил противника находящихся в Прибалтике.
В этой связи штабу 3-го Белорусского фронта срочно требовалась информация о наличие и перемещении немецких войск на территории Пруссии. А так же укрепсооружений и оборонительных линий, особенно на линии Кёнигсберг – Тильзит.

Таким образом, летом 44-го, на вражескую территорию было заброшено несколько десятков групп (всего с лета 44-го по весну 45-го было десантировано не менее 120 разведгрупп – в разных источниках разные цифры). Все они погибли. Многие даже не успевали выйти на связь. В живых остались единицы разведчиков.
Причина проста: немцы их ждали. По всем дорогам двигались патрули, работали радиопеленгаторы, Местные жители постоянно следили за небом. У комендантов участков были списки всех граждан с указанием внешних данных: рост, вес, цвет глаз и пр. Любой незнакомец был обязан ответить: откуда и к кому он идёт.

Это сейчас большая часть наших лесов сплошные буреломы, у немцев же всё было вычищено и поделено на квадраты. Многие места были полупрозрачными лесопосадками… На полях мелиоративные канавы. Это значит всегда мокрая одежда, с невозможностью развести костёр – посушиться…

Вот в такую местность, недалеко от посёлка Лаукнен (Громово, Славский район), в ночь с 26-го на 27-е июля 1944 года, была заброшена ДРГ «Джек», в составе которой был 15-ти летний парнишка Генка Юшкевич, по прозвищу Орёл.
Последний из группы «ДЖЕК»
(полная версия)

Он приписал себе 2 года, чтобы стать членом ДРГ, хотя опыт бойца-партизана у Генки уже был, впрочем – пусть сам всё расскажет…
Армин Мюллер-Шталь
"иногда бывает где-то..."
Документальный фильм-интервью о жизни и карьере знаменитого немецкого актера и режиссера Армина Мюллер-Шталя (Armin Müller-Stahl). Детство Армина прошло в довоенном Тильзите, нынешнем городе Советск Калининградской области.
О том, как война повлияла на жизнь Мюллера-Шталя, о его творческом пути после окончания войны, различных этапах карьеры актера, включая первые роли на сцене, участие в знаковых фильмах и режиссерской деятельности, уроженец Тильзита рассказал в интервью калининградской съёмочной группе.

«Личность необыкновенная... актер... – познакомиться и пообщаться с таким человеком большое счастье. Он очень точен в оценках и очень честен. Хорошо понимает слабость человеческой природы и способен подняться над ней, преодолеть её в себе – это большая редкость, свойственно масштабной личности... Сердце обливалось, когда из 3-х часового интервью, пришлось делать 20-ти минутную выжимку (увы – хронометраж). Ведь многие из его поколения морально сломались – одна война чего стоит!, не говоря уже о потере Родины, причём, как малой, так и большой. Подкупила его честность – в его "контексте", это воспринимается по-особому».

автор сценария, режиссёр цикла «История в людях» Евгений Морозов


Автор интервью:

Светлана Колбанева

Автор сценария, режиссер:

Евгений Морозов

Режиссер-постановщик:

Евгений Спиваков

Операторы:

Евгений Спиваков

Александр Финн

Евгений Купрешкин

Дизайнер:

Виктор Гуров

Звукорежиссеры:

Евгений Колесников

Егор Петров

Монтаж:

Денис Хмелев

Переводчики:

Игорь Выдмаш

Анжелика Васкиневич

Татьяна Смородина


Продюсер программы:

Валентина Ажикина


Особая благодарность:

Анжелике Шпилевой за помощь в организации съемок Музея истории города Советска


Использованы фрагменты К/Ф:

"Китайский квартал"

реж. Роман Полански, 1974 г, США

"Крёстный отец"

реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1972 г, США

"Авалон"

реж. Барри Левинсон, 1990 г, США

"Разговор с чудовищем"

реж. Армин Мюллер-Шталь, 1996 г, Германия

"Полковник Редль

реж. Иштван Сабо, 1984 г, Германия (ФРГ), Югославия, Венгрия, Австрия

"Истинный цвет"

реж. Джордж Галло 2004 г, США

"Маленький хаос"

реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1966 г, Германия (ФРГ)

"Музыкальная шкатулка"

реж. Коста-Гаврас, 1989 г, США

"Песни моря"

реж. Франчиск Мунтяну, 1970 г, СССР, Румыния

«Город, которого нет»
Своё начало история архитектуры города Калининграда берёт с 1950-х годов, тогда была предложена концепция советского трёхэтажного строительства.

Особая страница в этой истории посвящена судьбе Королевского замка. В 1960-е годы архитекторы боролись за то, чтобы замок восстановить и вписать в облик города. После сноса замка, главный архитектор города Владимир Ходаковский в знак протеста подал в отставку…

Из-за замка Владимир Васильевич и лишился своей должности, – рассказывал много лет спустя Вадим Еремеев, один из старейших и заслуженных архитекторов Калининграда. – От Ходаковского требовали согласия на снос. А он отказывался…


Об архитектурной истории города Калининграда, поучительной и способной увлечь, как специалистов, так и интересующихся его прошлым обликом, творческий союз Евгения Морозова и Евгения Спивакова в 2013 году создали видеофильм «Город, которого нет» из цикла «История в людях».

Кёнигсберг. Этот город не ради красного словца называли городом-крепостью. После его бесславной сдачи войскам Наполеона летом 1807 года, городскими властями было принято решение о строительстве оборонительных колец, как внутри города, так и после – вокруг его, так называемой «ночной перины Кёнигсберга», состоящей из 12 неприступных фортов. Однако в апреле 45-го, через три дня после начала штурма частями Красной Армии, город пал. Как это могло случиться?
Об этом наш фильм.
Середина XVIII века была по истине переломным моментом и для немецкой философии. Именно тогда появились выдающиеся ученые умы, чьи идеи изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Его труды широко известны. А между тем, он был просто человеком, со свойственными многим слабостями, радостями и правилами жизни.
Иммануил Кант
Именно об этой стороне личности Канта творческий союз Евгения Морозова и Евгения Спивакова рассказали в видеофильме «Иммануил Кант» из цикла «История в людях», в котором приняли участие профессор кафедры философии БФУ им. И. Канта Леонард Александрович Калинников, преподаватель Калининградского филиала МУМ (Международного университета в Москве) Владислав Фролов и сотрудники музея И. Канта Кафедрального собора.
В фильме использованы фрагменты из х/ф «Последние дни Иммануила Канта»,
режиссёр Филипп Коллин 1994 г.
«Пригибаясь, мы пробрались между ржавыми покосившимися оградами в глубину кладбища. Присев на корточки, осветили карманными фонариками серую гранитную плиту, покрытую пятнами лишайника. В прошлый раз после долгих усилий нам удалось сдвинуть ее. Однако и теперь понадобилось не меньше часа работы, прежде чем в образовавшуюся щель смогли протиснуться тощие тринадцатилетние гробокопатели. Еще полчаса ушло на то, чтобы при помощи плоскогубцев и отвертки снять тяжелую крышку с гроба, стоявшего на высоком кирпичном цоколе.
— Теперь включаем, — сказал Матрас.
— Раз, два! — скомандовал я и нажал кнопку фонарика.
Перед нами со сложенными на груди руками лежала юная девушка. На верхней ее губе, ближе к углу рта, пушилась родинка. На ней было белое платье, сотканное то ли из паутины, то ли из той материи, из которой кроят крылья бабочек, и белые же туфли с золотыми каблуками. На левом запястье тикали крохотные часики в форме сердца.
— Как живая, — проговорил Матрас таким голосом, словно язык у него был из бумаги. — Тикает.
Девушка вздохнула, и в тот же миг воздушное платье и гладкая кожа превратились в облако пыли, которое медленно осело вдоль узловатого позвоночника. Мы завороженно смотрели на пыльный желтый скелет, на нелепо торчавшие белые туфли с золотыми каблуками, на часики в форме сердца, продолжавшие тикать, на густые волосы, в которых, как в гнезде, покоилось темно-желтое яйцо черепа. Из черной глазницы вдруг выпорхнул крошечный мотылек».

Юрий Буйда. «Прусская невеста (вместо предисловия)».

Евгений Морозов (слева) и Юрий Буйда (справа) в посёлке Знаменске Калининградской области, апрель 2022 г.


Это было творение мифа. Рядом — рукой подать — был заколдованный мир, я жил в заколдованном мире, — но если русский человек в Пскове или Рязани мог войти в заколдованный мир прошлого, принадлежавшего ему по праву наследства, — кем был я здесь, человек без ключа, иной породы, иной крови, языка и веры? В лучшем случае — кладоискателем, в худшем — гробокопателем.



При первом же вздохе девочка Пруссия обращалась в прах. Я слышал песнь скорби, которую пела горстка всадников в белых плащах, покинувших дорогую родину и пришедших в Пруссию — страну ужаса, в пустыню, где бушевала страшная война (так писал летописец крестоносцев Петр Дюсбургский). Гремели пушки, стрелявшие ядрами, высеченными в моренах доисторических ледников. Ползли в тумане ганзейские караваны. Сам дьявол в образе чудовищной Рыбы являл свой хребет над равниной Фришес-Гафф. Цвел боярышник. Шиповник. Пахло яблоками. Во всех временах этой вечности шел дождь, колеблемый ветром с моря. Прусское время…



Я жил в вечности, которую видел в зеркале. Это была жизнь, которая одновременно была сновидением. Сновидения созданы из того же вещества, что и слова…»


Юрий Буйда. «Прусская невеста (вместо предисловия)».

«Живущим в напоминание»

Творчество Юрия Буйды — писателя с мировым именем,

одного из лучших русских прозаиков постсоветской эпохи,

проживавшего в посёлке Знаменск

Калининградской области —

сопровождает многие видеосюжеты, созданные творческим союзом Евгением Морозовым и Евгением Спиваковым, в том числе и из цикла «История в людях».
В 2012 году вышел очередной выпуск этой программы с видеофильмом «Живущим в напоминание»
Письмо вождю.
Неудобная история...
В ночь на 18 июня 1947 года, в Калининграде застрелился секретарь обкома ВКП(б) Пётр Иванов. Незадолго до этого он направил письмо Сталину, в котором описал положение дел
в только что созданной Калининградской области.
Содержание этого письма явно пришлось не по душе партийным боссам.
Спустя полвека, в 1997-м, в Калининграде запретили выход книги о "другой", не глянцевой истории региона. Коллектив молодых историков, которым руководил преподаватель Калининградского университета Юрий Костяшов, подготовил к изданию книгу воспоминаний первых советских переселенцев. По всей области собирали свидетельства, архивные документы и фотографии для издания «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев».
Калининградский писатель и журналист Александр Адерихин разбирался, что увидел в бывшем Кёнигсберге 40-летний партиец и какие факты попали в запрещённую книгу университетского профессора.
В 2012 году вышла одна из первых программ цикла «История в людях», в которой приняли участие Александр Алерихин и Константин Резуев, один из интервьюеров проекта "Говорят переселенцы".
«Фридланд – мирная земля»
Весной 1231 года небольшой орденский отряд во главе с ландмейстером Пруссии Германном фон Бальком в количестве 9 орденских братьев, совместно с отрядом польских и немецких крестоносцев переправились через Вислу на восточный берег реки. Так началась экспансия на Восток…
Из-за хронического недостатка людских и финансовых ресурсов захват прусских земель,
затянулся на более чем пятьдесят лет…
На призыв Верховного магистра Тевтонского Ордена Германна фон Зальца о помощи
братьям ордена в Пруссии, первым отозвался маркграф Майсенский и Тюрингский Генрих.
Весной 1236 года маркграф Генрих и 500 его воинов появляются на берегах Вислы, по его совету строятся корабли для разведывательной морской экспедиции. Два корабля – большой «Фридланд» и поменьше «Пилигрим», двинулись вниз по реке Ногат (один из рукавов устья реки Висла) в залив. На восточном берегу реки заложили замок Эльбинг. Теперь у Ордена был выход через залив в море, в то время коса Фришес Нерунг (Вислинская/Балтийская коса) имела напротив Эльбинга пролив.
Во время экспедиции на кораблях велась осада прибрежной прусской крепости, на месте которой весной 1239 года была основана крепость Бальга. С 1230 года по 1290-е года Орден выстроил 90 замков на захваченной земле пруссов, вынужденных принять христианство.
Так началось покорение Пруссии.

ФРИДЛАНД – МИРНАЯ ЗЕМЛЯ. Такое название дали своему кораблю крестоносцы,
но всё же мы быстрее вспомним Фридланд, как название города.
В Европе с конца ХХ века существует «Союз Фридландской восьмёрки», в него вошли города, которые когда-то или теперь носят или носили имя «Фридланд». В мире тринадцать Фридландов! Десять из них находятся в Европе, и пять из них после второй мировой войны получили новые названия. Правдинск, бывший Фридланд, который раскинулся по обоим берегам Лавы – Альмы, Алле, Лыны (прусское, немецкое и польское название одной реки). Маленький тихий уютный город Правдинск на самом западе нашей страны вошёл в список исторических мест России и является представителем «Союза Фридландской восьмёрки» в Европе.

В 2013 году в очередном фильме программы из цикла «История в людях» приняли участие:
Карина Тишкова, директор правдинского краеведческого музея,
Урсула Клюге, урождённая Арндт из города Фридланд
и жители Правдинска.
Альбрехт Гогенцоллерн
Урождённый Гогенцоллерн-Ансбахский Альбрехт Бранденбургский был Магистром Тевтонского Ордена. В 1525 году Орден был секуляризирован, Пруссия перестала быть орденским церковным государством, стала светским княжеским, и Магистр Альбрехт, на правах герцога его возглавил. Вскоре Альбрехт женился на Доротее, принцессе датской. Приданое молодой супруги доставили на 11 кораблях. Жених, в свою очередь, подарил невесте замок Лабиау и весь округ в пожизненную ренту. Замок был украшен картинами. Герцог вообще имел пристрастие к высоким искусствам: театру, музыке, живописи. Слыл большим любителем чтения. В 1544 году герцог решил основать в Кёнигсберге университет, однако, ему не хватило средств. Выручила Доротея, внеся личные деньги.
В апреле 1547 года Доротея умирает, горячо любимая супруга Альбрехта оставляет его в одиночестве.
Герцог запил. Запил крепко. Психическое здоровье его здорово пошатнулось. Он засел в замке Тапиау, и почти отошёл от государственных дел... была потом ещё одна жена –
Анна Мария Брауншвейг Каленберг Гёттингейская.
Но это был брак не по любви, а из необходимости иметь наследника.

В очередном видеофильме программы из цикла «История в людях»
в 2013 году приняли участие:
Анатолий Бахтин, главный архивист Государственного архива Калининградской области, калининградский журналист Александр Адерихин,
сотрудники Калининградского областного архива,
а также клубы исторической реконструкции "Инстербург", "Бранденбург",
"Королевская гора", "Золотой конь".
В роли Альбрехта Гогенцоллерна Александр Смирнов.
История с человеческим лицом
Рецензия на программу
Евгения Морозова и Евгения Спивакова
«История в людях»
Среди многочисленных журналистских «продуктов», посвящённых истории нашего края, программа Евгения Морозова и Евгения Спивакова «История в людях» занимает особое место. Этот цикл видеофильмов является одним из самых успешных проектов в региональной журналистике. Секрет успеха «История в людях» прост. Он заключается в уважении. Спиваков и Морозов с уважением относятся к своему зрителю. Поэтому в их программе зритель не найдёт дутых сенсаций о подземных ходах и лабораториях. Зато зритель найдёт яркие и драматические факты из истории своей малой родины. Уважительное отношение к зрителю и к преподносимой зрителю фактуре дал свой результат.
С «Историей в людях» сотрудничают профессионалы-историки. Например, автор нескольких книг, специалист по послевоенной истории Калининградской области, профессор БФУ им. И. Канта Юрий Костяшов, архивист и автор нескольких книг по истории Тевтонского ордена Анатолий Бахтин, историк Константин Резуев, археолог Балтийской археологической экспедиции Российской академии наук Константин Скворцов и многие другие специалисты.
В результате такого подхода к подготовке программы, «История в людях» стала популяризировать региональную историческую науку, став своеобразным и, к сожалению, единственным среди калининградских СМИ «мостом» между учёными-историками и массовой телевизионной аудиторией.

Другое выгодное отличие «Истории в людях» от массы «исторических» проектов – предложенная авторами концепция «истории с человеческим лицом». В их программах история – это не только перечисление фактов и дат, это всегда рассказ о людях. Как говорят сами создатели программы, для них история – это прежде всего люди. Этот подход нашёл отражение и в самом названии программы. Самые разные люди, живущие ныне и жившие когда-то, имеющие высокий социальный статус и те, кого принято называть «простыми гражданами». В любом случае, авторы программы бережно относятся к своим героям. Будь то всемирно известный актёр Мюллер-Шталь или сельские жители, распивающие на старом немецком кладбище. В результате Евгению Морозову и Евгению Спивакову удалось создать программу, не только не нарушающую историческую правду, но и отличающуюся удивительной человеческой теплотой, интеллигентным отношением к человеку в кадре.

Есть ещё одно важное отличие «Истории в людях» от других публицистических проектов на тему региональной истории. Современное телевидение – это прежде всего техника. Обладая блестящей фактурой и продумав оригинальную идеологию программы, можно легко «торпедировать» проект техническим «ляпами». Спиваков и Морозов – признанные телевизионщики экстра-класса, принимавшие участие в создании федеральных телевизионных проектов (Например, документальный фильм «Сокровища Пруссии», вышедший на телеканале «Культура» в декабре 2012 года, где Евгений Спиваков выступил оператором и режиссёром-постановщиком, а также документальный сериал «Искатели», показанный по нескольким федеральным каналам).

Сегодня программа «История в людях» стала своеобразным артефактом культурной жизни нашего региона. Программой умной, интеллигентной, компетентной, оригинальной. Программой, в которой сегодня так нуждается региональное телевидение, находящееся в затянувшемся кризисе идей…

Александр Адерихин, член Союза журналистов РФ, лауреат (в составе авторского коллектива) Премии Калининградской области «Сопричастность» (2013 год)

К Международному Дню памятников и исторических мест

«...в лучах заката»
Тема сохранения памятников – основная в деятельности
Евгения Морозова и Евгения Спивакова
в сфере ТВ-документалистики.
В 2013 году в видеофильме «...в лучах заката» из цикла «История в людях» принял участие известный калининградский краевед, историк Авенир Петрович Овсянов, возглавлявший отдел по поиску культурных ценностей ГУК «НПЦ по охране памятников».


«"Тукан" забыть нельзя вспомнить»

28 февраля 1967 года в проливе Скагеррак во время шторма затонул калининградский рыболовный траулер «Тукан». Эта трагедия стала самой масштабной по количеству жертв за всю историю калининградского флота — в ту ночь погибло 57 человек. Тела десятерых так и не нашли. Судовые документы погибли вместе с кораблём. Истинную причину гибели «Тукана» хранит море. Но живы участники этих событий.


Автор сценария и режиссёр Евгений Морозов и оператор-постановщик Евгений Спиваков в цикле программы «История в людях» телеканала «Каскад» в 2013 году создали фильм «"Тукан" забыть нельзя вспомнить».


В 2014 году за видеофильм «"Тукан" забыть нельзя вспомнить» цикла «История в людях» (25 серий) творческий коллектив был награжден Дипломом победителя в конкурсе «Патриот Земли Российской» в номинации «Журналистика».


В свою очередь, предлагаем вспомнить об этом дне в памяти калининградцев...

«Корабль у пристани. Витязь»
Отмечая общепризнанные заслуги НИС "Витязь" III в изучении Мирового океана
во благо Российской океанологической науки и её общественной популяризации,
творческий союз Евгения Морозова и Евгения Спивакова в 2013 году
к одному из юбилеев легендарного НИС "Витязь"
в цикле «История в людях» представили видеофильм «Корабль у пристани. Витязь»
«Андрей Иванович – Waldau»
«…Мая в 18 день приезжали к великим и полномочным послам на подхожий стан, в местечко Валдов, курфирстской советник земской Валрат, да Оренбрук, граф Келнеин, и от Курфирстова Пресвейтлейшества великих послов поздравляли и объявили, прием им, великим послам, в Кенизсберх со всякою честию будет сего числа. И великие и полномочные послы пресветлейшему курфирсту за тое присылку благодарствовали и говорили, что они в Кенизберх ехать готовы, и подчитав тех присланных отпустили…» Из «Статейного списка Великого посольства».

Одним из наиболее привлекательных для туристов мест в Гурьевском районе является посёлок Низовье с величественными флигелями и внушительными первозданными подвалами замка Вальдау. В стенах замка расположился музей, где непременно рассказывают о Великом посольстве 1697 года.

16 мая мы бы отмечали день рождения Андрея Ивановича Баринова, стараниями которого остывшие камни Замка Вальдау в 2007 году вдохнули новую жизнь и стали притягательным местом для гостей нашего региона. В 2016 году от нас ушёл создатель Вальдавского музея, педагог, краевед, скульптор… Об Андрее Ивановиче в 2014 году творческий союз Евгениев создал фильм «Андрей Иванович – Waldau» из цикла «История в людях». Наверное, сложно представить более увлечённого и отважного, в каком-то смысле, человека, сумевшего сохранить стены древнего замка, наполнить их уникальными экспонатами и организовать дело, которое живёт и продолжает быть…
«ZooПАРК Калининграда»
21 мая 1896 года открылись двери Кёнигсбергского зоопарка. Университетский профессор Браун, правительственный советник Закк, бургомистр Кункель и тайный советник Клаас общими усилиями добились реализации этого проекта. 22 августа 1895 года было создано общество «Зоопарк». Чуть больше полугода потребовалось ему, чтобы превратить территорию Северо-восточной немецкой ремесленной выставки в зоопарк и открыть коллекцию из 893 животных (262 вида млекопитающих, птиц и пресмыкающихся) для осмотра посетителей.
Сегодня самый западный зоопарк России является одним из старейших. Германом Клаасом было предложено не убирать павильоны, оставшиеся после Северо-Восточной немецкой промышленной и ремесленной выставки и использовать их для создания городского зоосада. Так при финансовой поддержке горожан и меценатов Клаас, техник парка Модель и помощник техника Вихуль составили проект сооружений будущего зоосада. 21 мая 1896 года состоялось торжественное открытие зоопарка. На момент открытия он насчитывал 893 экземпляра 262 видов. Вторая Мировая война оставила будущему Калининграду всего 4 животных – лань, осла, барсука и бегемота.

В 2014 году в очередной программе «ZooПАРК Калининграда» из цикла «История в людях» принимали участие:
Светлана Соколова – директор калининградского зоопарка,
Денис Дунаевский – краевед,
Владимир Беспалов – кандидат исторических наук,
Юрий Павлов – фотограф,
сотрудники Калининградского зоопарка, тапир Хуся.
«Лабиау – Полесск»
Полесск – в недавнем прошлом Лобиав, Лабиов, Лабиав, наконец Лабиау, имя это происходит от прежнего названия реки Дейма – Лаба.
Здесь, на южном берегу, в трёх километрах от впадения реки в Куршский залив, находилась деревня рыбаков, ремесленников и огородников – первых обитателей этой земли.
Впервые деревянная крепость упоминается под прусским названием Лабегове в 1258 году в грамоте о разделе Самбии между ландмейстером Ордена и епископом Самбийским.
Заинтересованный в землях Лабиав и в её водном сообщении, Тевтонский орден построил на месте прусской деревушки деревянно-земляное укрепление, которое должно было обеспечивать безопасность водного пути по реке и заливу. Вдобавок пограничное укрепление, предназначалось для обороны от набегов западнобалтских племен: надровов и скаловов, а также их соседей – литовцев.
В прочем, сам Орден также избрал Лабиау в качестве места сбора для своих походов на Литву.
В 1360 году тевтоны на месте деревянной крепости, построили каменный замок, у стен которого соорудили пристань. Был построен канал и шлюз, а также ров вокруг замка, по которому проходил судоходный фарватер.

В 2014 году творческий союз Евгения Морозова и Евгения Спивакова выпустили очередную программу «Лабиау – Полесск» из цикла «История в людях». В видеофильме «Лабиау – Полесск» принимали участие:
Николай Василевский – директор Музея «Лабиау–Полесск»,
Инесса Наталич – директор Музея «Старая немецкая школа Вальдвинкель»,
Денис Дунаевский – краевед.
Авенир.
Авенир Петрович. Многолетний друг нашей программы «История в людях».
«Наш Дед», – как мы его между собой по-доброму звали…
– Ну, как там Дед, сегодня? Не подведёт? – спрашивали друг друга, собираясь на съёмки. Не подвёл. Ни разу. Всё помнил, всё знал, никогда не ошибался. При всей внешней суровости – иногда по-детски наивный и смешной. «А можно я буду в бумажку чуть-чуть подсматривать, когда будем записывать, а то боюсь, могу ошибиться в датах?». – «Авенир Петрович! Пожалуйста! … Это ведь запись – не прямой эфир. Всё сделаем, всё поправим… Как вам удобно будет».
Порядочный человек. Такие всегда в цене, и всегда – редкость. Будем помнить.
Это одна из программ, в которой он принимал участие, и в которой немного рассказывает о себе.
Ко Дню Штурма города Кёнигсберг

«Кёнигсберг. Конец истории»
Одной из масштабных операций завершающего этапа Великой Отечественной войны
стала Восточно-Прусская операция, в ходе которой боевые действия разворачивались на территории Калининградской области Российской Федерации и северной части Польской Республики.

При подготовке к наступлению, начавшемуся 13 января 1945 г., командование 3-го Белорусского фронта использовало миниатюр-полигон театра боевых действий.

В феврале 1945 года по инициативе инженерного управления 1-го Прибалтийского фронта был изготовлен макет Кёнигсберга, на котором отрабатывали взаимодействие воинских частей

во время штурма. Это единственный макет такого рода,

сохранившийся со времён Великой Отечественной войны.


Штурм Кёнигсберга начался 6 апреля 1945 года, а уже вечером 9 апреля, третьего дня штурма, комендант крепости генерал О. Ляш был вынужден отдать приказ о прекращении сопротивления. Имевший несколько линий обороны город был взят после четырёх дней штурма.
Штурма, различные варианты которого были неоднократно отработаны на его макете.
Это, без сомнения, позволило сохранить тысячи жизней советских солдат и офицеров.

В 2015 году Евгений Морозов и Евгений Спиваков сняли фильм из цикла «История в людях».
Ко Дню Штурма города Кёнигсберг посвящается – «Кёнигсберг. Конец истории»
«"Пруссия" – потерянная коллекция»
Мы хотели рассказать о пропавшей коллекции и о её новом обретении. Пригласили к беседе имевших отношение к её поискам. Наша программа не научная, она, скорее, познавательная, к тому же ограниченная малым хронометражом (20 мин.). И если после её просмотра хоть 100 человек узнают, пусть в общих чертах, кто такие пруссы и что это была за коллекция – уже хорошо.
А что касается источников, то при написании сценария мы работали с книгой
"КОЛЛЕКЦИЯ ПРУССИЯ DIE PRUSSIA-SAMMLUNG".
«Wehlau–Знаменск–Allenberg»
Provincial Heil – und Pflegeanstail Allenber
Провинциальная психиатрическая больница «Алленберг». Расположена в Знаменске, бывшем Велау, на левом берегу реки Алле, сегодня – Лава. Строилась 4 года. С 1848 по 1852-й.
«Он из Алленберга», – так говорили в Восточной Пруссии о человеке,
который не совсем дружил с головой.
В первые годы в больнице на излечении находилось 50-60 пациентов,
к 1929 году их было уже 1400.
В начале войны больницу закрыли. Кого-то расселили по другим заведениям и пансионатам,
кого-то отпустили, неизлечимых расстреляли.
До 1945 года здесь располагался гарнизон СС.
После войны и до 2013 года воинские части Советской Армии: зенитчики, радиотехники, танкисты.
Теперь там пусто. Ветер, холод и матерные слова.

Видеофильм «Wehlau–Знаменск–Allenberg» вышел в эфир в январе 2016 года и станет финальной работой над программой «История в людях» Евгения Морозова и Евгения Спивакова.

В 2018 году идея цикла фильмов об истории нашего края будет продолжена

в работе над проектом «История. Люди. Память»

при поддержке Фонда президентских гратов.

Связаться с нами
Телефон: +7 950 67 67 260
Почта: emma.basova@yandex.ru
Made on
Tilda