Многоуровневый образовательно-познавательный проект
опыта литературного краеведения
”Прусская невеста”
– genius loci
”Прусская невеста”
– genius loci –
Многоуровневый образовательно-познавательный проект
опыта литературного краеведения
Академик
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Многоуровневый образовательно-познавательный проект
«”Прусская невеста” – genius loci»
о сборнике рассказов Юрия Буйды
«Прусская невеста».
Места. События. Люди.
Всё, что помнит довоенный Велау, сегодняшний Знаменск
о героях знаменитого сборника,
будет представлено в видеофильме.
В основе повествования интервью
с самими автором «Прусской невесты», нашим земляком, уроженцем Знаменска, Юрием Васильевичем Буйдой.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Петер Вайль
«У моей малой родины немецкое прошлое, русское настоящее, человеческое будущее.
Через Восточную Пруссию немецкая история стала частью истории русской.
И наоборот. И это закономерно, если вспомнить, каким гигантским перекрестком крови всегда была земля между Вислой и Неманом».
Юрий Буйда. «Прусская невеста (вместо предисловия)».
Юрий Буйда — писатель с мировым именем,
один из лучших русских прозаиков постсоветской эпохи.
Родился и проживал свои зрелые годы в посёлке Знаменск
Калининградской области.
«Однажды я узнал, что родной мой городок когда-то назывался не Знаменском, а Велау. Жили здесь немцы. Была здесь Восточная Пруссия. От нее остались осколки — эхо готики, дверная ручка причудливой формы, обрывок надписи на фасаде. В отличие от осьминога, бездумно занявшего чужую раковину, мне нужно было хоть что-нибудь знать о жизни, которая предшествовала моей и создала для моей жизни форму. Учителя, вообще взрослые, были неважными помощниками. Не то что они не интересовались прошлым этой земли, нет, — но им было некогда, да и потом, им сказали, что чужое прошлое им не нужно. Был тут «оплот милитаризма и агрессии», жил и умер Кант — и довольно. Пруссов — предшественников немцев на этих землях — почему-то считали славянами. Старожилы утверждали, что вот это здание было городской школой, а это — пересыльной тюрьмой. Или наоборот».
Юрий Буйда. «Прусская невеста (вместо предисловия)».
«Это было творение мифа. Рядом — рукой подать — был заколдованный мир, я жил в заколдованном мире, — но если русский человек в Пскове или Рязани мог войти в заколдованный мир прошлого, принадлежавшего ему по праву наследства, — кем был я здесь, человек без ключа, иной породы, иной крови, языка и веры? В лучшем случае — кладоискателем, в худшем — гробокопателем.
При первом же вздохе девочка Пруссия обращалась в прах. Я слышал песнь скорби, которую пела горстка всадников в белых плащах, покинувших дорогую родину и пришедших в Пруссию — страну ужаса, в пустыню, где бушевала страшная война (так писал летописец крестоносцев Петр Дюсбургский). Гремели пушки, стрелявшие ядрами, высеченными в моренах доисторических ледников. Ползли в тумане ганзейские караваны. Сам дьявол в образе чудовищной Рыбы являл свой хребет над равниной Фришес-Гафф. Цвел боярышник. Шиповник. Пахло яблоками. Во всех временах этой вечности шел дождь, колеблемый ветром с моря. Прусское время…
Я жил в вечности, которую видел в зеркале. Это была жизнь, которая одновременно была сновидением. Сновидения созданы из того же вещества, что и слова…»
Юрий Буйда. «Прусская невеста (вместо предисловия)».
2 АПРЕЛЯ 2022 ГОДА СОСТОЯЛСЯ ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЛЯ МНОГИХ КАЛИНИНГРАДЦЕВ ВЕЧЕР – ЮРИЙ БУЙДА В НАШЕМ ГОРОДЕ.
«КАТАРСИС» БЫЛ ПРИВЕТЛИВ И СКУП НА ЭМОЦИИ: ОНО И ПОНЯТНО – ВСЕ ЭМОЦИИ ЧИТАТЕЛЬ ЖДЁТ ОТ ПИСАТЕЛЯ, ПОРОЙ НЕ ОСОЗНАВАЯ ЧТО САМ ПРИЧИНА ВСЕХ ТРЕВОЛНЕНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И СЛЁЗ. А ПИСАТЕЛЬ ОН ЧТО? …ОН СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО И … АЙДА… КАК У МАРКО ПОЛО: «ПИСАТЬ БОЛЬШЕ НЕЧЕГО – ПОРА В ДОРОГУ».
ТАК И ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. ОН НАПИСАЛ, А ВЫ ПЕРЕЖИВАЙТЕ. ЕСЛИ ХОТИТЕ. ЕСЛИ МОЖЕТЕ. ВСЕ, КТО «ХОТЕЛ» И «МОГ», ПРИШЛИ В ЭТОТ ВЕЧЕР В «КАТАРСИС».
БУЙДА НЕ ПРОСТО ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЯ, ОН ИХ, СКОРЕЕ, ЗАДАЁТ… ПОЭТОМУ … ПОЭТОМУ МЫ РАДЫ ЭТОЙ ВСТРЕЧЕ. РАДЫ, ЧТО ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДАЛ ВЕСЬМА ПРОСТРАННОЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ НАШЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ О «ПРУССКОЙ НЕВЕСТЕ». БЫЛО МНОГО ТОГО, ЧТО СТАЛО ОТКРОВЕНИЕМ, КОГДА РЕЧЬ ШЛА О СУДЬБАХ ГЕРОЕВ ЗНАМЕНИТОГО СБОРНИКА РАССКАЗОВ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ НЕ ВЫМЫШЛЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ. ЭТО ДРУЗЬЯ, ЗНАКОМЫЕ, СОСЕДИ – ПО УЛИЦЕ, ПО ГОРОДКУ, ПО ОБЩЕЙ СТРАНЕ, ПО ОБЩЕЙ ПАМЯТИ, ПО ЖИЗНИ, ПО СМЕРТИ И … БЕССМЕРТИЮ.
«Сборник рассказов Юрия Буйды "Прусская невеста”… можно расценить как возвращение рассказчика в большую русскую литературу. На фоне современной прозы, лирической, а не эпической, и потому не отличающейся особым сюжетно-фабульным разнообразием, рассказы Ю. Буйды возвращают читателю атмосферу старинного чтения, когда еще не было электронных записывающих и воспроизводящих устройств, которыми гордится прогресс. Но бездушная техника, сохраняя информацию, вместе с ней слепо записывает и засоряющие память и воображение шум и треск мира в виде радиопомех или обесценивающей всеядности виртуальной памяти компьютера. Величайшая ценность искусства – структурное единство как метафора оценивающей способности сознания – в современной прозе чаще всего смазана или вовсе отсутствует».
Татьяна Ирмияева, “Русский журнал”.
Сказ Ю. Буйды о времени и о судьбе тех, кто после войны был переселен в Калининградскую область, бывшую Восточную Пруссию, а именно в город Велау, получивший славное имя Знаменск.
Автор обладает способностью достигать жизнеподобного единства на десяти страницах рассказа, на полутора и даже на половине страницы. Все они, за малым исключением, одинаково интересны и по-настоящему увлекательны. Ю. Буйда умеет несколькими выразительными штрихами обрисовать главное в человеческом характере и в его судьбе.
Впервые за много лет так просто и открыто вьется лента повествования по изгибам человеческих душ, растерзанных, испуганных, потерянных, растоптанных и убитых. Но человек живет, есть у него душа или нет, и он все равно должен находить ответы на самые главные вопросы: кто я? зачем я? С них начинается история, с них начинается судьба. То, что повествование так скоро выводит читателя на размышления о главных вопросах бытия, – вполне в русле традиции русской литературы. И это вовсе не оттого, что автору не интересны другие стороны жизни, дело не в авторе, а в героях его рассказов.
Это им не интересно все, что не касается нравственной стороны бытия, и не потому, что они такие эстеты, а потому что именно эта сторона бытия неразрешима в данных жизненных ситуациях.
Татьяна Ирмияева, “Русский журнал”.
Юрий Буйда
Юрий Буйда. «Прусская невеста» (вместо предисловия).